степь

река

дорога

трава

столбы

зима

весна

ветер

корни

дикий мир

памятники

мельница

Раздоры

Cтарочеркасск

Новочеркасск

Да, скифы мы...

< Курган, «который находится ближе к трангуляционной вышке», – по моему довольно дилетантскому мнению, был типичным доскифским могильным курганом. Их в наших местах – если приглядеться – великое множество. Иные уж запаханы и почти не видны. Другие, что поближе к селениям – были запаханы раньше, лет 100 или 200 тому назад, и тоже почти не видны. Третьи – «стоят, как молодые», только заросли типчаками или буркуном. >

... подробнее >>>


От балки Нагорной
до речки Нагольной...

На речке Гнилой (до второй воловины X!X века она вообще-то на всех старых картах именовалась рекой Быстрой, а современная Быстрая была всего лишь её безымянным притоком) есть хутор Нижняя Семёновка.
Как-то мы так привыкли: есть населённый пункт с наименованием Нижняя, например, Ивановка, значит где-то недалеко должна быть Ивановка Верхняя.
В данном случае Нижней Семёновке соседствует Семёновка Нагорная. И в самом деле, если Нижняя Семёновка стоит внизу, у реки, то Нагорная Семёновка – действительно «на горе».
Отсюда, «с горы», берёт своё начало балка Нагорная, что ниже становится речкой Нагорной, которая впадает в современную реку Быструю.
Несколько в другую сторону, на юго-восток, пошли балка Вербная и балка Цимла (исторически правильнее будет Цымла). Да, та самая Цимла, что через некоторое расстояние становится рекой Цимла и, проделав по нашим степям путь почти в 200 вёрст, впадает в Цимлянское же водохранилище.

...Бросив свой взгляд отсюда в сторону Цимлянского моря, повернёмся к нему и Морозовску спиной, начнём же свой путь.
По степи я ходил «простым пешком», ездил на велосипеде и на мотоцикле, на грузовых и легковых автомобилях, на тракторе, и колесном, и гусеничном. В давние годы пролетал над степью – в качестве, конечно, пассажира – на самолёте-«кукурузнике». Вот на паровозе здесь не ездил – по причине «полного наличия отсутствия» в наших краях всяких железных дорог (и слава Богу!). На пароходе здесь тоже не проплывёшь: степные речки стали непригодными для этого вида траспорта задолго до его появления. Правда, от запруды до запруды проплывал на автомобльной камере.
Не летал над степью на воздушном шаре – а хорошо бы! Как-то видел в Первом Мае мужиков, возившихся у мотодельтоплана, но не решился нахально напроситься к ним в пассажиры.
Сейчас всё больше передвигаюсь на легковом автомобиле, и однажды за летний световой день спалил полный бак бензина, намотав на колёса от остановки до остановки (иногда между ними не бывает и ста метров) более 300 километров степных дорог.

карта

Путь от балки Нагорной до речки Нагольной по времени у меня занял около пяти лет (фотографии с 2004 по 2009 годы), а по прямому расстоянию – это немногим более 50-ти километров.
Поскольку основное внимание в данном случае – курганам, многое осталось «за кадром»: нельзя объять необъятное...

 

«Здесь мы попали словно в другую страну... Здесь не было девственной пустоты калмыцкой степи, наоборот – безлюдье дышало древностью. Это чувство, знакомое каждому опытному археологу, невозможно описать или передать. Присутствие находок ощущается всей поверхностью кожи, но это не всегда те находки, ради которых археолог отправился в путь.

...Бывало, машина пробирается через жёлтый горячий песок, по бокам песчаные кочки высотой до полуметра, покрытые колючками. Никакого желания остановить машину и сойти на землю нет. Вдруг дорога становится ровной, и по краям её расстилаются ровные площадки глиняного наплыва такыра, покрытого узором из трещин. ...Я почти интуитивно останавливаю машину, спрыгиваю и иду, наклонив голову. Да, есть черепок, потом другой и скоро – целая горсть остатков Средневековья.

Чтение ландшафта – почти осязаемого географического явления – оказалось самым верным путём археологического поиска. Но научились мы этому делу только в долгой дороге...».

Лев Гумилёв.
Открытие Хазарии.



© 2004-2009 Сергей Харичев



Besucherzahler meet and chat with beautiful russian girls
счетчик для сайта